Статьиархив |
Реформа ЖКХ: ремонт-2010 – в пятикратном увеличенииПротекающая крыша, пообтрепанный фасад жилого дома, износившиеся системы инженерных коммуникаций… С этими проблемами, наверняка, не раз сталкивались собственники квартир, расположенных в домах, сданных в эксплуатацию еще в советские времена. За десятки лет без капитального ремонта жилой фонд пришел в состояние если не бедственное, то очень приближенное к плачевному. Силами городских и областных бюджетов частично находили выход из ситуации, но поднять такую махину, как реформирование всего жилищно-коммунального хозяйства не под силу ни одному региону, не то что отдельно взятому муниципальному образованию. Требовалось кардинальное решение вопроса. 26 апреля 2007 года Президент РФ заостряет проблему в ежегодном послании Федеральному собранию. В сжатые сроки подготавливается законопроект, 7 июня внесенный на рассмотрение Государственной Думой. И уже 21 июля получает официальный статус Федеральный закон № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Суть его проста – изношенный жилой фонд по всей стране должен быть отремонтирован. На эти цели федеральное правительство выделило порядка 240 млрд. рублей.
ФОНД ДАЕТ, ФОНД И ТРЕБУЕТ
Закон увидел свет в 2007 году, 1 января 2008 фактически начал действовать. Но это не означало, что обильные денежные потоки стали тут же неконтролируемо заливать изнуренные долгой борьбой со временем и коррозией инженерные коммуникации. Для того чтобы получить средства из федерального бюджета, на региональных уровнях подготавливались программы, предполагающие софинансирование, то есть долевое участие государства, области, муниципальных образований и самих собственников жилья. Причем пропорции долевого участия каждый год меняются.
В 2008 году во Фрязино в рамках 185-го закона была разработана муниципальная программа, включенная затем в областную программу Фонда содействия реформирования ЖКХ. В итоге, когда все участники программы внесли свои средства, город получил около 20 млн. рублей. Из них большую часть составили взносы из федерального и областного бюджетов, а 5 процентов – вложения собственников. В 2009 году эти деньги ушли на выполнение работ, предусмотренных законом о Фонде.
В соответствии с законом, направления работ четко регламентированы. Деньги могут быть направлены только:
– на ремонт кровель;
– на ремонт внутренних инженерных сетей;
– на ремонт фасадов;
– на установку общедомовых приборов учета (которые, к слову, позволят снять много вопросов по начислению количества коммунальных услуг).
Во Фрязино по программе Фонда, таким образом, работы капитального характера были проведены в 21-м доме в разных частях города – по улицам Вокзальной, Институтской, Советской, Московской, на проспекте Мира, по проезду Десантников, на 60 лет СССР, Полевой и других – там, где ремонт требовался больше всего. В одних домах чинили кровлю, в других производилась замена инженерных коммуникаций. Для участия в работах привлекалось несколько подрядных организаций. Как поясняют в администрации, специально не делали ставку на какую-то одну, чтобы посмотреть, кто какое качество работ предоставляет, и в какие сроки справляется. Чтобы определить, с кем можно будет сотрудничать в дальнейшем.
При реализации программы удалось выполнить все требования Фонда, в том числе и касающиеся вопроса софинансирования. Мы уже говорили, что 5 процентов на ремонтные работы должны были выделять собственники. Во Фрязино на сегодняшний день 80 процентов жилого фонда находится в частной собственности – это приватизированные квартиры. Взнос за муниципальное жилье делал городской бюджет. Остальные средства вносились частными собственниками пропорционально владению жилыми площадями.
Проводились общие домовые собрания, на которых горожанам подробно объясняли все тонкости требований федерального закона. Некоторые собственники не могли внести всю сумму сразу. Тогда принималось решение о долевой выплате – ежемесячно в течение года после окончания работ. Получалось в среднем – от 50 до 80 рублей в месяц. Всего на 21 дом жильцы вложили в ремонт миллион с небольшим. Такой финансовой «обузе» не под силу пробить брешь в любом, даже самом скромном семейном бюджете.
Нужно отметить, что за исполнением закона установлен самый жесткий контроль – на нескольких уровнях. Это естественно, государство вкладывает огромные суммы, и желает знать, как они расходуются. В августе прошлого года наш город проверяла комиссия из Фонда, отчитываться приходилось и в области, и в надзорных органах. Что же касается качества проведенных работ, то за ним следят сами жильцы. Конечно, не все сразу. От дома избирается комиссия в несколько человек, которой и передаются полномочия – поставить подписи на акте приемки. В основном жители делегируют молодых и активных, чтобы досконально посмотрели, чего там настучали на крыше. Впрочем, в каждом случае по-разному бывает. А сомневаться в ответственном подходе принимающих резона нет. Ведь это – крыша их дома.
ПРОЦЕНТЫ И УСЛОВИЯ
Прошел 2009-й год, готовится новая программа. И опять для того, чтобы получить государственное и областное финансирование, нужно выполнить ряд жестких условий. А они следующие. К 2011 году в городе 20 процентов от общего жилого фонда должно находиться под управлением товариществ собственников жилья (ТСЖ). У нас ТСЖ организованы, в основном, в новых домах, один из наиболее успешных примеров – Комсомольская, 18, первое товарищество собственников жилья в городе. Охват фрязинских ТСЖ на сегодняшний день только 10 процентов. Значит, в этом и следующем году предстоит активная работа по созданию новых товариществ.
Другое условие – увеличение числа частных управляющих компаний. На 1 января 2010 года они должны были покрывать 80 процентов жилого фонда. Во Фрязино в прошлом году жилой фонд обслуживали пять управляющих компаний. Из них – три частные: ООО «ЖЭУ 567», ООО «ЖЭС» и ООО «Управления и эксплуатации объектов», одна муниципальная – МУП «ГЖУ», и одна государственная – ЖЭУ ИРЭ РАН. Простой подсчет подсказывает – для получения требуемого процента должна была появиться еще одна частная компания. Организовать ее представлялось возможным только на основе МУП «ГЖУ», преобразовать государственную компанию в другую форму собственности намного сложнее, практически невозможно. Так в декабре 2009 года было образовано ООО «Управляющая компания «ГЖУ г. Фрязино», которому сейчас предстоит заключать договор с жителями на эксплуатацию и содержание жилых домов. Осталось и МУП «ГЖУ», но теперь эта организация станет фактически выполнять функции расчетного центра.
Третье условие Фонда – иметь на 1 января 2010 года 50 процентов частных предприятий коммунального комплекса, предоставляющих услуги населению. Таковых же было только 40 процентов, и встал вопрос, где брать еще десять. Во Фрязино долгое время работает частное предприятие ООО «Теплоэнерго», но оно не попадало под действие 185-го закона – не оказывало коммунальные услуги жителям города. Город передал предприятию в аренду котельную, и, таким образом, выполнил требования Фонда.
РЕМОНТ-2010 – В ПЯТИКРАТНОМ УВЕЛИЧЕНИИ!
Столько труда, и все ради 20 миллионов – скажет читатель. Так думали и в городской администрации, когда готовили программу. Если и рассчитывали на увеличение, то самое несущественное. Но в самом начале нашей статьи мы уже упоминали о том, что пропорции долевого участия ежегодно претерпевают изменения. И вот буквально на прошлой неделе в город пришло письмо с цифрами, в которые сотрудники, отвечающие за сферу ЖКХ, едва поверили. В четыре раза увеличилась доля области, в соответствии с законом во столько же – федеральная часть, и в итоге получилось, что по программе Фонда в 2010 году наш город может получить около 100 млн. рублей. А это значит – в пять раз больше по сравнению с прошлым годом отремонтированных кровель, фасадов, коммуникаций.
От таких возможностей по собственной воле отказываться грешно, да и никто не собирается. Но должны мы упомянуть и о некоторых удивительных явлениях, которые самым непонятным образом вдруг заставили забуксовать процесс реформирования ЖКХ в отдельно взятом городе. С недавнего времени на дверях подъездов стали появляться воззвания, призывающие жителей не заключать договоры на обслуживание домов с управляющими компаниями. Мол, неминуемо обманут, приходите к нам, посчитаем все плюсы и минусы вместе. Или же другой вариант, когда жители, под влиянием прокламаций, выдвигают требования – вы нам то-то и то-то, мы вам – договор.
Наверно, нет смысла говорить об истинных целях всех этих Комитетов по установлению вселенского счастья и благополучия, которые активно проявляются, почему-то, только раз в пять лет. Не хочется и лишний раз спрашивать – отчего в прошлом году, когда были проведены капитальные работы в 21-м доме на территории города, никого не обвесили, и не обманули. Лучше взглянуть на перспективы трезво в преломлении статьи закона. А она гласит: если жильцы не выбирают управляющую компанию, значит, они не определились со способом управления. В этом случае такой дом выставят на конкурс по поиску управляющей компании. Способ управления будет так или иначе определен. Но тогда дом может выпасть из тех 80 процентов жилого фонда, который должен управляться частными компаниями. Это значит, город рискует не выполнить требования Фонда, в случае чего немалые суммы пройдут мимо нас.
Через два года программа Фонда будет завершена, а проблемы останутся те же. Управляющие компании займутся содержанием и эксплуатацией домовых территорий, а вот в случае капитального ремонта придется раскошелиться собственникам. И теперь ремонт ляжет на их плечи уже не пятью процентами, а всей своей стопроцентной тяжестью. Конечно, свою долю за муниципальное жилье внесет городской бюджет.
У Фонда есть еще одно неоднозначное условие. Если город принял его условия, а затем по каким-то причинам не укладывается в строго обозначенные сроки, то остановиться в процессе реформирования ЖКХ он уже права не имеет. Муниципальное образование обязано реализовать взятые обязательства до стадии конечного успеха – обеспечить нужный процент ТСЖ, частных управляющих компаний и компаний, работающих в коммунальной сфере. Но уже без финансовых вливаний со стороны Фонда.
Нужно определяться, дорогие собственники. Обсуждать, анализировать информацию – и принимать взвешенное решение. А активность – ее лучше направить в сферу создания ТСЖ. И дому прок, и городу – польза. Политики – они сегодня есть, завтра их днем с огнем не сыскать, а крыша останется надолго.
Владимир АНДРЕЕВ
Еженедельная общественно-политическая газета г. Фрязино «Ключъ» №8 (975) 24 февраля – 2 марта 2010 г.
|
|