Статьиархив |
Дела давно минувших дней…Знаете ли вы, кто стал первым подписчиком газеты «Ключъ»? Вряд ли. Признаться честно, но и мы, сотрудники редакции, тоже не знаем. А вот в городском архиве такие, уникальные для нашей организации, сведения есть. Первым подписчиком «Ключа» был, к сожалению, ныне покойный, бывший сотрудник ФИРЭ, доктор наук Ростислав Федорович Матвеев. А вот еще интересная и немного забавная информация, очень важная когда-то – 1963 год, решение фрязинского исполкома о передаче лошади Галки с баланса Производственного технического объединения на баланс городской больницы. Согласно документу лошадь – 1, хомут – 1. Чего здесь только нет! Тысячи бумаг, за которыми стоят судьбы людей и судьба нашего города. Целый пласт истории хранится в городском архиве... Государственная архивная служба берет свое начало с 1918 года. Она была создана в России в числе первых на то время ленинским декретом об архивном деле. Истоки же фрязинского архива – 80-е годы. До той поры документы фрязинского Совета народных депутатов поступали на хранение в Щелковский районный архив, который был образован 1 июня 1935 года. А в 1981 году появился фрязинский городской архив, и документы вернулись из Щелково в наш город. Тогда же для него было выделено помещение в доме № 5 по проезду Десантников. Для размещения архива объединили две квартиры. Объем документов в то время составлял менее трех тысяч единиц хранения.
С 1992 года Архивный отдел (именно так сегодня звучит его официальное название) возглавляет Татьяна Васильева. Также там работает специалист первой категории Нина Павлова. В 2007 году архив переехал здание администрации города, в дом № 15а по проспекту Мира.
– Нам выделили просто замечательное помещение – просторное, удобное. Нужные температуру и влажность здесь поддерживает климат-контроль. Также были приобретены современные стационарные и передвижные механические стеллажи, компьютер, принтер и сканер. Словом, теперь мы оборудованы по последнему слову техники, – рассказывает Татьяна Васильева.
На сегодняшний день объем хранящихся документов составляет более семи тысяч единиц – число, кстати, по архивным меркам, не очень большое. Но этот объем постоянно возрастает. Чтобы понять как, придется углубиться в терминологию.
Вообще документы делятся на три категории – документы постоянного срока хранения, которые никогда не уничтожаются, документы по личному составу, хранящиеся семьдесят пять лет, и документы временного хранения. К первой категории, в основном, принадлежат постановления и распоряжения главы города, протоколы некоторых комиссий при администрации, документы территориальной избирательной комиссии и структурных подразделений администрации, которые передаются в архив примерно после пяти лет хранения в организации. Ко второй категории относятся документы о приеме, увольнении, перемещении человека, лицевые счета по заработной плате и личная карточка (форма Т-2). Все это семьдесят пять лет либо хранится на предприятии, либо, в случае его ликвидации, в обработанном виде поступает в архив. Третий вид документов уничтожается в организации, их в архив не сдают. Основными источниками комплектования архива являются четырнадцать организаций. В их числе администрация города, Совет депутатов, Управления образования, культуры, Финансовое управление, ЦГБ им. Гольца, Фрязинский техникум электроники, управления и права (его старейшие документы датируются 1945 годом!) и другие. С 1992 года в архив стали поступать документы от ликвидированных предприятий, размещавшихся в городе, – организаций торговли, бытового обслуживания населения, треста столовых и частично документы бывшего завода имени 50-летия СССР, а именно предприятий «ЭлП» и «ЭЛИЗ». Основные же документы этого завода хранятся в Московском областном архивном центре, расположенном в Ивантеевке. Все документы нашего Архивного отдела систематизированы по фондам, то есть по организациям, откуда они поступили. Сейчас фондов сто двадцать четыре.
– Что же касается документов фрязинского городского Совета народных депутатов и его исполкома, то они составляют самый многочисленный фонд – 1324 единицы. В основном, самый далекий их «год рождения» – 1951. Но совсем недавно из Щелковского архива мы получили настоящий раритет – протоколы Фрязинского сельского совета за 1943 год. Мы очень трепетно относимся к этим документам. Они написаны на листках, вырванных из школьных тетрадей, и даже на оберточной бумаге. Когда берешь их в руки, сердце начинает биться сильнее…– говорит Татьяна Ивановна.
Деятельность архива очень актуальна. Ведь здесь фрязинцам помогают восстановить свои права. За год в Архивный отдел обращаются примерно семьсот человек. Чаще всего это происходит после оформления сотрудником пенсии. Работавшие на городских предприятиях и заводах люди просят найти подтверждение их стажу работы, уточнить размер заработной платы. Запросы поступают и из-за границы, например, из Франции. Справки сотрудники отдела готовят достаточно быстро.
Своевременное упорядочение документов для архива – вопрос очень важный, отмечает Татьяна Васильева. Сотрудники Архивного отдела всегда с пониманием относятся к тому факту, что это дополнительная нагрузка для тех, кто трудится на предприятиях, и готовы оказать необходимую помощь в этом процессе. К сожалению, ситуации в жизни бывают разные, и иногда наличие той или иной справки может сыграть решающую роль…
– Очень грустно бывает, когда к нам приходят бабушки с внуками для оформления пенсии по потере кормильца, и выясняется, что предприятие, на котором работали родители ребенка, ликвидировано, а документы в архив вовремя сданы не были и найти их теперь практически невозможно, – подчеркнула Татьяна Ивановна.
Архивный отдел адаптируется к современным условиям. Сейчас здесь идет работа по организации архива электронных документов, то есть по их переводу с бумажных носителей на цифровые. Так что в ближайшем времени получить необходимые сведения здесь будет еще проще.
Елизавета МИХЕЕВА
Еженедельная общественно-политическая газета г. Фрязино «Ключъ» №26 (942) от 08-14 июля 2009 г.
|
|