Итогом любой научной работы является обсуждение её результатов с коллегами на семинарах, конференциях, в печати. В настоящее время проводится огромное количество конференций и конкурсов научно-исследовательских работ школьников как городского, так и регионального, всероссийского и международного масштаба. Во Фрязине, например, юные физики встречаются на городском научно-практическом семинаре «Фотоника», который уже шесть лет подряд проводит гимназия при поддержке НТО «ИРЭ-Полюс» и АО «НПП «Исток» имени А.И. Шокина».
УЧАСТВУЕТ ВСЯ СТРАНА
28-я Международная научная конференция школьников «Сахаровские чтения» в этом году работала 19 и 20 мая. Она ежегодно проходит в лицее «Физико-техническая школа» при Академическом университете Санкт-Петербурга и возглавляет её лауреат Нобелевской премии, директор Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе, академик Жорес Алфёров. На конференции традиционно работают четыре секции: физики, математики, информатики и биологии. Это масштабное мероприятие включает в себя пленарное заседание, устные доклады и их обсуждение по секциям, стендовые сессии. В общей сложности в этом году было представлено 180 докладов. География выполненных работ – от Калининграда до Якутска, от Салехарда до Астрахани, Беларусь, Казахстан, Таиланд. Все участники конференции и их научные руководители получили дипломы, подписанные академиком Алфёровым, а также сборник опубликованных тезисов докладов, что, согласно существующим правилам, добавит юным исследователям несколько баллов к экзаменационным при поступлении в высшие учебные заведения.
НЕОБЫЧНОЕ В ПРОСТОМ
Наш город на «Сахаровских чтениях» последние семь лет традиционно представляли юные физики из гимназии. Под руководством своего учителя, кандидата физико-математических наук Сергея Кармазина они увлечённо ищут и находят чтото новое, необычное в самых простых вещах и явлениях. Например, оказалось, что спектр собственных акустических колебаний каждой из ста случайно выбранных десятикопеечных монет индивидуален и позволяет идентифицировать монеты. Обычный канцелярский сканер может заменить простенький цифровой микроскоп, и при разрешении 1200 пикселей на дюйм даёт возможность измерять размеры малых объектов с разрешением 20 микрон. Удельное сопротивление жидкостей (питьевой воды в первую очередь) можно измерять на постоянном токе, но для этого нужно исключить явления, обусловленные химическими реакциями на электродах. Зависимость от времени электродвижущей силы и внутреннего сопротивления обычных пальчиковых батареек имеет интересные особенности в первые секунды их эксплуатации…
ДВИГАТЬСЯ ТОЛЬКО ВПЕРЁД
Всё это было в прошлые годы. А что в этом году? А в этом были новые возможности и, следовательно, новые исследования. В 2017-м году администрация наукограда и Управление образования передали гимназии атомно-силовой сканирующий микроскоп Solver PRO 47. В процессе изучения прибора и приобретения навыков работы на нём появился труд ученицы 11-го класса Натальи Зобовой «Исследование сканирующим микроскопом рельефа отложений, остающихся после испарения воды». Идея сближения школ нашего города с его научными лабораториями постепенно воплощается в реальность. Замечательным примером стало уже двухлетнее сотрудничество ФИРЭ РАН со школой № 2, инициатором которого со стороны института стал А.Л. Галанин. В результате этого взаимодействия на «Сахаровских чтениях» 2018 года наш наукоград был представлен уже двумя коллективами. Работа девятиклассников второй школы Дарьи Горбуновой, Юлии Юровой и Ивана Кириллова по определению влажности почв с помощью четырёхсантиметрового радиометра, выполненная под руководством научного сотрудника ФИРЭ, кандидата физико-математических наук Дмитрия Ермакова, вызвала большой интерес и была названа одной из лучших работ секции физики.
ПРЕДАННОСТЬ НАУКЕ
Молодым специалистам нужно приходить и работать не только в школы, но и в другие образовательные учреждения. Есть замечательный пример Центра молодёжного инновационного творчества «Ноосфера», где молодые специалисты наших предприятий Павел Редин (НПП «Исток»), Леонид Зайцев (НТО «ИРЭ-Полюс») вечерами активно и с увлечением учат школьников основам робототехники, электроники, программирования, технического моделизма. А ребята с удовольствием участвуют в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и конференциях. Наши предприятия, обладающие огромным количеством оборудования и приборов для научных исследований, могли бы поддержать наметившуюся тенденцию вовлечения школьников в большую науку. Пусть вычислительная техника, приборы, установки, которые можно передать в школы, будут не самыми новыми. Но это будут работающие устройства, которые в сочетании с квалифицированными наставниками откроют ребятам двери в увлекательный мир поиска и открытий. Эта работа, которой надо заниматься. Да, отдача будет через 5–7 лет. Но если ничего не делать в этом направлении, то и проблема притока молодёжи на предприятия так и не решится.
Учитель физики гимназии г. Фрязино, кандидат физико-матетатических наук Сергей КАРМАЗИН