Главная
››› Новости
››› Основные изменения налогового законодательства по имущественным налогам с 1 января 2024 года
Основные изменения налогового законодательства по имущественным налогам с 1 января 2024 годаОсновные изменения налогового законодательства По транспортному налогу: - К транспортным средствам, не являющимся объектами налогообложения, отнесены специальные и специализированные автотранспортные средства, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции (подпункт 5 пункта 2 статьи 358 Кодекса); - В отношении объектов налогообложения, прекративших существование в результате их гибели или уничтожения, введен порядок прекращения налогообложения на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральным законом (пункт 3.1 статьи 362 Кодекса); - Установлен порядок прекращения налогообложения в отношении транспортного средства, находящегося в розыске в связи с его угоном (хищением), а также транспортного средства, находившегося в розыске в связи с его угоном (хищением), розыск которого прекращен (пункт 3.5 статьи 362 Кодекса). - Установлен порядок исчисления налога в случае изменения места нахождения транспортного средства (пункт 3.6 статьи 362 Кодекса). - Установлен порядок исчисления налога в случае изменения характеристик транспортного средства (пункт 3.7 статьи 362 Кодекса). - Регламентирован информационный обмен ФНС России с органом или иным лицом, уполномоченными МВД России, для представления сведений о транспортных средствах, находившихся в розыске в связи с угоном (хищением) (пункт 7 статьи 362 Кодекса). - Установлена обязанность налогового органа направлять сообщение об исчисленной сумме налога не позднее пяти дней со дня получения сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, о представлении налогоплательщиком-иностранной организацией заявления о прекращении действия аккредитации филиала, представительства указанной иностранной организации (подпункт 5 пункта 4 статьи 363 Кодекса). - Предусмотрены полномочия ФНС России по утверждению формы пояснений налогоплательщика-организации (ее обособленного подразделения), представляемой на бумажном носителе, в связи с полученным сообщением об исчисленной сумме налога (пункт 6 статьи 363 Кодекса). По налогу на имущество организаций: - Предусмотрены полномочия законодательных органов субъектов Российской Федерации устанавливать особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости жилых строений, многоквартирных домов, наемных домов, садовых домов независимо от вида разрешенного использования земельных участков, на которых они расположены (подпункт 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса). - Установлена предельная налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3 процента, в отношении жилых помещений, гаражей, машино-мест, которые принадлежат личному фонду на праве собственности и налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, за исключением объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (пункт 1.2 статьи 380 Кодекса). - Установлена предельная налоговая ставка в размере, не превышающем 1,6 процента, на 2024 - 2026 гг. в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью (пункт 3.2 статьи 380 Кодекса). - В отношении объектов налогообложения, прекративших существование в результате их гибели или уничтожения, введен порядок прекращения налогообложения на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральным законом (пункт 4.1 статьи 382 Кодекса). - Изменен предельный срок (с 1 марта на 1 февраля) для представления уведомления о порядке представления налоговой декларации в налоговый орган на территории субъекта Российской Федерации; сокращен до 10 дней срок рассмотрения налоговым органом этого уведомления (пункт 1.1 статьи 386 Кодекса). - Изменен предельный срок (с 25 марта на 25 февраля) для представления налоговой декларации по итогам налогового периода. В связи с этим с 2024 г. отменяется обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган уведомление об исчисленной сумме налога (по объектам, указанным в налоговой декларации) за истекший налоговый период (пункт 9 статьи 58, пункт 1 статьи 383 Кодекса). По земельному налогу: - Установлен порядок определения налоговой базы в отношении части земельного участка, занятого жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, приходящейся на объект недвижимого имущества, не относящийся к жилищному фонду и (или) объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (пункт 2 статьи 391 Кодекса). - Установлено, что сумма налога исчисляется на основании сведений органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а также иных сведений, представленных в налоговые органы в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами (пункт 1 статьи 396 Кодекса). - Установлен порядок исчисления налога на основании сведений, представленных органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, а также правила информационного взаимодействия налоговых органов с указанными органами (пункты 7.2, 18 статьи 396 Кодекса). - Установлены условия применения повышающего коэффициента при исчислении налога в случае, если разрешенное использование земельных участков, предусматривающее жилищное строительство или индивидуальное жилищное строительство, установлено после государственной регистрации прав на данные участки (пункты 15, 16 статьи 396 Кодекса). - Изменены условия прекращения применения повышающего коэффициента при исчислении налога в случае государственной регистрации прав на построенные жилой дом (многоквартирный дом) или на любое помещение в указанном доме (пункты 15, 16 статьи 396 Кодекса). - Установлены особенности применения повышающего коэффициента при исчислении налога в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и (или) юридическими лицами для осуществления жилищного строительства на основании договора о комплексном развитии территории (пункт 16.1 статьи 396 Кодекса). - Установлена обязанность органа или иного лица, уполномоченных Роспотребнадзором, представлять в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведения о кадастровых номерах земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования указанному органу, находящимся в его ведении органам и иным лицам и относящихся к земельным участкам, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, предоставленным для обеспечения обороны, безопасности (пункт 20 статьи 396 Кодекса). - Установлена обязанность органа или иного лица, уполномоченных на выдачу разрешения на строительство жилых домов (многоквартирных домов), сообщать в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведения о выданном разрешении на строительство жилых домов (многоквартирных домов) на земельных участках, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и (или) юридическими лицами для осуществления жилищного строительства на основании договора о комплексном развитии территории (пункт 21 статьи 396 Кодекса). По налогу на имущество физических лиц: - В целях налогообложения дома, включая многоквартирные дома, наемные дома, садовые дома, приравнены к жилым домам независимо от вида разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены (пункт 2 статьи 401 Кодекса). - В отношении объектов налогообложения, прекративших существование в результате их гибели или уничтожения, введен порядок прекращения налогообложения на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральным законом (пункт 2.1 статьи 408 Кодекса). Кроме того, с 1 июля 2023 года реализована возможность получения налоговых документов через единый портал государственных услуг. В соответствии с Федеральным законом от 14.04.2023 № 125-ФЗ зарегистрированные в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) налогоплательщики - физические лица получили возможность направить через личный кабинет на портале госуслуг (ЕПГУ) уведомление о необходимости получения документов от налоговых органов в электронной форме через ЕПГУ. Также пользователь ЕПГУ может уплатить начисления из указанных документов онлайн, при этом налоговые уведомления и требования об уплате задолженности не дублируются заказными письмами по почте, кроме предусмотренного пунктом 2 статьи 11.2 Налогового кодекса случая. Льготы по транспортному налогу и налогу на имущество организаций, установленные Законом Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» с налогового периода 2023 года - с 1 января 2023 года скорректировано понятие многодетной семьи, используемое в целях статьи 26.8 Закона Московской области от 21.11.2004 № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области». Под многодетной семьей понимаются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет; - статьей 26.33 «Льготы, предоставляемые организациям, не учитывающим на балансе жилые помещения в качестве объектов основных средств» введена льгота по налогу на имущество для организаций, не учитывающих на балансе жилые помещения в качестве объектов основных средств. Ответы на наиболее частые вопросы, касающиеся применения налоговых льгот Вопрос: Когда ИП на УСН лучше заявлять о льготах по имуществу? До окончания года или когда год закончится? Ответ: Согласно п. 3 ст. 346.11 Кодекса применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 Кодекса). Порядок предоставления указанной налоговой льготы установлен п. 6 ст. 407 Кодекса и не определяет какой-либо срок для направления заявления о предоставлении налоговой льготы по налогу (далее - заявление), а также не связывает возможность подачи заявления с обязательным истечением налогового периода по налогу. Необходимо учитывать, что в соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 407 Кодекса рассмотрение заявления осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному п. 3 ст. 361.1 Кодекса. Пунктом 3 ст. 361.1 Кодекса установлено, что по результатам рассмотрения заявления налоговый орган направляет уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы. В уведомлении должны содержаться основания предоставления налоговой льготы и периоды, применительно к которым предоставляется налоговая льгота. Таким образом, по результатам рассмотрения заявления для предоставления налоговой льготы в соответствии с п. 3 ст. 346.11, п. 3 ст. 361.1, п. 6 ст. 407 Кодекса налоговый орган должен располагать сведениями, подтверждающими использование имущества - объекта налогообложения для предпринимательской деятельности за указанный в заявлении срок предоставления налоговой льготы. Подтвердить фактическое использование имущества в предпринимательской деятельности за периоды времени, не прошедшие на момент рассмотрения заявления, представляется затруднительным. На основании вышеизложенного, льготу вышеуказанной категории необходимо заявлять до проведении кампании по массовому исчислению имущественных налогов физических лиц за 2023 год в 2024 году. Основание: Письмо ФНС России от 29.11.2021 № БС-3-21/7821@ «О периоде предоставления ИП, применяющему УСН, льготы в виде освобождения от уплаты налога на имущество физлиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности». Вопрос. Какие льготы предусмотрены для лиц предпенсионного возраста? Ответ. Лицам предпенсионного возраста предоставляются льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. К лицам предпенсионного возраста по общему правилу относятся граждане, у которых срок до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, составляет не более пяти лет. При этом общеустановленный пенсионный возраст в 2021 г. - 63 года для мужчин и 58 лет для женщин (Примечание к ст. 144.1 УК РФ; п. 2 ст. 5 Закона от 19.04.1991 N 1032-1; Приложение к Письму Минтруда России от 18.12.2018 N 21-2/10/П-9349). В целях предоставления налоговых льгот к лицам предпенсионного возраста относят граждан, которые достигли пенсионного возраста, установленного законодательством на 31.12.2018, - 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), при условии, что они не относятся к категории лиц, претендующих на досрочное назначение страховой пенсии по старости, или не являются государственными служащими. Для госслужащих предпенсионный возраст в данном случае составляет 61 год для мужчин и 56 лет для женщин (пп. 9 п. 5 ст. 391, пп. 10.1 п. 1 ст. 407 Кодекса; Письмо Минтруда России № 21-2/10/П-9349; Письмо ФНС России от 28.01.2021 № БС-4-21/947@). Вопрос. Предоставляется ли льгота по налогу на имущество физических лиц инвалидам III группы? Ответ. Статьей 407 Кодекса предусмотрены категории налогоплательщиков, имеющих право на налоговую льготу по налогу, к числу которых не относятся инвалиды III группы инвалидности. Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 407 Кодекса к категории лиц, имеющих право на налоговую льготу по налогу, отнесены пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством (в частности, статьей 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что право на страховую или социальную пенсию имеют граждане, признанные инвалидами III группы, и т.д.). С учетом изложенного на федеральном уровне налоговые льготы по налогу могут применяться в отношении лиц, признанных инвалидами III группы, в случае, если они одновременно являются пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством. Основание: Письмо Минфина России от 31.08.2021 № 03-05-06-01/70139. Вопрос. Допустимо ли применять налоговые льготы при исчислении и уплате авансовых платежей по транспортному и (или) земельному налогам (далее – налоги) в течение налогового периода в случае, если заявление о льготе в этом налоговом периоде в налоговый орган не представлено? Ответ: Положения глав 28 "Транспортный налог" и 31 "Земельный налог" Кодекса не связывают уплату авансовых платежей по налогам и применение налоговых льгот с обязательным представлением заявления о льготе в течение какого-либо определенного периода. Необходимо понимать, что в соответствии с пунктом 4 статьи 363 и пунктом 5 статьи 397 Кодекса, начиная с 01.01.2021, в целях обеспечения полноты уплаты налогов налоговые органы передают (направляют) налогоплательщикам (их обособленным подразделениям) по истечении соответствующего налогового периода сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налогов (далее – Сообщение). Сообщение составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в т.ч. результатов рассмотрения заявления о льготе. Таким образом, если налоговый орган на дату составления Сообщения не обладает информацией о предоставленной налоговой льготе, в Сообщение будут включены суммы исчисленных налогов без учета налоговых льгот. В дальнейшем, в соответствии с пунктом 6 статьи 363 и пунктом 5 статьи 397 Кодекса налогоплательщик вправе представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот, в частности, заявление о льготе за соответствующий период. Если по итогам рассмотрения налоговым органом пояснений и (или) документов будет выявлена недоимка по налогам (например, в связи с тем, что налогоплательщик не представлял в налоговый орган заявление о льготе либо получил сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы, при этом фактически учитывал налоговую льготу, и это привело к занижению суммы уплаченного налога) налоговый орган принимает меры по взысканию недоимки (пункт 7 статьи 363, пункт 5 статьи 397 Кодекса). Вопрос. Какие льготы предусмотрены для военнослужащих, уволенных с военной службы? Ответ. Граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия, не уплачивают налог на имущество в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, находящегося в их собственности и не используемого ими в предпринимательской деятельности. Льгота не применяется в отношении имущества, кадастровая стоимость которого превышает 300 млн руб., за исключением гаражей и машино-мест в таких объектах (пп. 7, 11 п. 1, п. п. 2, 3, 5 ст. Кодекса). Право на данную льготу предоставлено следующим гражданам: • уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более; • уволенным с военной службы или призывавшимся на военные сборы, выполнявшим интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. В отношении льготы по земельному налогу отметим следующее. Пенсионеры, в том числе военные, получающие назначенные в установленном порядке пенсии, имеют право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади одного земельного участка, находящегося в их собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении (пп. 8 п. 5, п. 6.1 ст. 391 Кодекса). При этом к числу лиц, имеющих право на данную льготу, не отнесена категория "граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе". Вопрос. Какие льготы по транспортному налогу предусмотрены для многодетных семей? Ответ. Статьей 356 Кодекса определено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. На территории Московской области транспортный налог (далее – налог) исчисляется и уплачивается в соответствии с Законом Московской области от 16.11.2002 № 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области». Налоговые льготы по налогу установлены Законом Московской области от 24.11.2004 № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» (далее – Закон № 151/2004-ОЗ). В соответствии со статьёй 26.8 Закона № 151/2004-ОЗ лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, имеющие трех и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет освобождается от уплаты транспортного налога, но не более чем по одному транспортному средству за налоговый период, в отношении транспортных средств с мощностью двигателя до 250 лошадиных сил (до 183,9 кВт) включительно, являющихся объектами налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, тракторы. Действие статьи 26.8 Закона № 151/2004-ОЗ распространяется на одного из родителей (законных представителей) в многодетной семье. Налоговые льготы, установленные указанной статьей, предоставляются налогоплательщику за весь налоговый период, в котором у многодетной семьи возникло, действует, утрачено (прекращено) право на предоставление такой льготы. Вопрос. Какие льготы предусмотрены для лиц, мобилизованных на военную службу в связи с проведением специальной военной операции? Ответ. С 21.09.2022 гражданам Российской Федерации, призванным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» (далее - Указ Президента РФ от 21.09.2022 № 647) на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, на период прохождения ими военной службы по мобилизации в Вооруженных Силах Российской Федерации и до 28-го числа включительно третьего месяца, следующего за месяцем окончания периода частичной мобилизации или увольнения мобилизованного лица с военной службы, продлены сроки уплаты имущественных налогов. Так, направленное в 2024 году мобилизованному лицу налоговое уведомление, не оплаченное до 1 декабря 2024 года включительно, исполнять не требуется. Задолженность по указанным в нем транспортному и земельному налогам, а также по налогу на имущество физических лиц не возникает. Новое налоговое уведомление за истекший до 2023 года период владения налогооблагаемым имуществом будет направлено мобилизованному после получения налоговым органом информации о его увольнении с военной службы. Оплачивать указанные в уведомлении налоги необходимо не позднее 28-го числа третьего месяца, следующего за месяцем окончания периода частичной мобилизации или увольнения такого лица с военной службы по основаниям, установленным Указом Президента РФ от 21.09.2022 № 647. При этом оплатить налоги можно равными частями ежемесячно по 1/6 от общей суммы либо в общеустановленном порядке. Для применения перечисленных мер поддержки мобилизованным лицам не требуется обращаться в налоговые органы, так как сведения о них будут поступать в рамках межведомственного информационного взаимодействия Минобороны России и ФНС России. Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Указа Президента РФ от 21.09.2022 № 647 мобилизованные лица имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту. На мобилизованных лиц распространяются положения подпункта 7 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), согласно которым военнослужащие имеют право на налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц. При этом налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, указанного в пункте 4 статьи 407 Кодекса, и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности (пункты 2 - 5 статьи 407 Кодекса). Кроме того, согласно подпункту 4 пункта 5 статьи 391 Кодекса ветеранам и инвалидам боевых действий налоговая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. Также, мобилизованным лицам предоставляется льгота по транспортному налогу в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно, но не более чем по одному транспортному средству за налоговый период. Порядок предоставления налоговых льгот по налогам на имущество предусматривает, что в случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу (пункт 3 статьи 361.1, пункт 10 статьи 396, пункт 6 статьи 407 Кодекса). |
|
|